Конфликты – неизбежность в жизни людей
Актуальная информация на сайте Медиация.Москва
Современная жизнь по-поводу и без «сводит» людей, вынуждая общаться, взаимодействовать и решать совместные задачи.
С одной стороны люди становятся ближе друг другу, стараясь сохранить равновесие, а с другой, каждый хочет оставаться самим собой.
Постоянное взаимодействие и общение усугубляется разностью темпераментов, характеров, различиями в воспитании, культуре, жизненных приоритетах и ценностях, что приводит к реальным противоречиям, разногласиям, спорам, а в дальнейшем к конфликтам.
Конфликты в жизни людей скорее обыденность и повседневная реальность, чем нечто, выходящее за пределы нормального общения.
Социальные конфликты по объективным причинам неизбежны в любых отношениях, поскольку являются необходимым условием развития, как личностного, так и общественного.
Самым оптимальным было бы научиться распознавать и предвидеть конфликт, чтобы вовремя «погасить» еще не разгоревшееся пламя страстей.
А в случае, когда столкновение интересов неизбежно, необходимо постараться разрешить конфликтную ситуацию наименее затратным способом, удовлетворив максимально интересы сторон.
Взаимовыгодность при разрешении конфликтной ситуации является ключевым фактором удовлетворенности партнеров по взаимодействию и основой для развития дальнейших отношений ранее конфликтующих сторон.
В противном случае «из искры разгорится пламя» и конфликт перерастет в катастрофу, последствия которой будет достаточно сложно устранить без затраты существенных сил, здоровья, энергии и материальных ресурсов.
В итоге одна из главных проблем, которая возникает при взаимодействии людей – научиться распознавать, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации цивилизованно, взаимовыгодно и мирным путем.
История развития человечества сопровождается конфликтами во всех сферах жизнедеятельности, позволяя одним людям достигать величия и могущества, другим оказываться поверженными, вплоть до потери собственной жизни в борьбе за идею и «правое» дело.
О значимости конфликта для нашего развития и жизни в целом писатель Ч. Диккенс сказал: «если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс», подчеркнув тем самым продуктивность конфликтов, их стимулирующую функцию для развития и прогресса общества.
Конфликт – это…
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что означает столкновение.
Понятие «конфликт» первоначально означало драка, сражение, борьба.
Позднее значение конфликта расширилось и стало означать резкое расхождение или противопоставление интересов, идей, ценностей и прочего.
Современное понимание конфликта - это не только физическое противодействие, но также и психологическое противостояние сторон.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова конфликт определяется как столкновение, серьезное разногласие, спор, при этом, термин имеет очень широкую область применения (семейный конфликт, социальный конфликт, вооруженный конфликт, конфликт с сослуживцами и т.д.)
Функции конфликта:
- разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон – позволяет «спустить пар» и выразить эмоции (чаще негативные)
- коммуникативно-информационная (связующая) функция – участники конфликта осознают свои и противоположные им интересы, могут выявить общие проблемы и приспособиться друг к другу
- консолидирующая функция – в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к дальнейшему сотрудничеству
В конфликте всегда есть риск разрушения отношений, но, вместе с этим, есть благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного диалога, преодоления кризиса, а в последствие, обретение новых жизненных возможностей.
Все функции конфликта имеют две неразделимые стороны – позитивную (конструктивную) и деструктивную (разрушительную).
Позитивные функции |
Негативные функции |
Разрядка эмоционального напряжения между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные и материальные затраты участников конфликта |
Диагностика и проверка возможностей, стратегии и тактики поведения оппонентов |
Ухудшение социально-психологического климата в отношениях (а порой его разрушение) между конфликтующими сторонами |
Выявление проблем во взаимоотношениях и путей дальнейшего их разрешения для конфликтующих сторон |
Сложное (порой невозможное) восстановление отношений между оппонентами |
Участников конфликта можно разделить на четыре группы:
- противоборствующие стороны
- лица, вовлеченные в конфликт с целью его возникновения и развития - подстрекатели
- лица, наблюдающие за противоборствующими сторонами и развитием конфликта
- лица, участвующие в разрешении конфликта
Противоборствующие стороны конфликта
Противоборствующие стороны – участники конфликта, непосредственно принимающие активные действия друг против друга (начиная от намеков, разбирательств, претензий и заканчивая угрозами и рукоприкладством).
Это могут быть: отдельные индивиды (люди), группа лиц (коллектив), целый социальный класс, какое-либо общество, этническая группа, государство.
Противоборствующие стороны – это «гвоздь программы» – стержень конфликта.
Без участия противостоящих друг другу сторон речи о конфликте быть не может.
Когда одна из конфликтующих сторон по какой-либо причине отпадает, то конфликт автоматически прекращается.
Противоборствующие стороны могут на какое-то время выходить из конфликта (объявить перемирие, покинуть территориальные границы конфликта).
Обычно в конфликте участвуют две стороны, хотя их может быть и больше.
Каждая из них преследует свои цели и задачи в каждом конкретном конфликте.
Противоборствующие стороны могут относиться к разным уровням: человек может конфликтовать с целой группой лиц или даже с государством.
Само же государство часто вступает в конфликт не с равным себе партнером: с общественной организацией, политической партией, группой экстремистов.
Такие конфликты, если они проводятся не в институциализированных формах, обычно очень остры, жестоки и нередко заканчиваются подавлением или гибелью слабой стороны, которой, как правило, является человек.
Обе противоборствующие стороны могут быть выявлены не сразу.
Вначале возможны неясные представления о противнике, однако обе стороны рано или поздно должны быть выявлены достаточно определенно.
С момента первоначального действия одной стороны и ответного действия с другой проходит некоторое время.
Конфликт считается начавшимся, когда есть не только первоначальное, но и ответное действие в противоборстве.
В процедуре уголовного разбирательства пока преступник не задержан, конфликт между ним и органами правосудия носит латентный характер.
Виновный в преступлении конечно же, знает об обеих сторонах конфликта, но органы следствия, дознания, суд и прокуратура могут не знать, кто именно совершил преступление.
Процессуальная деятельность по раскрытию преступления и наказанию виновного переходит из латентной фазы в явную, когда подозреваемый задержан.
Тогда и сам конфликт приобретает конкретные очертания, и обе стороны конфликта определены.
Подстрекатели конфликтующих сторон
Подстрекатели – заинтересованные в конфликте и его развитии лица, вне зависимости от их прямого или косвенного участия в процессе конфликта.
Они в силу различных причин заинтересованы в развитии конфликта.
В отличие от противоборствующих сторон, присутствие участников этой группы не обязательно для появления и развития конфликта.
Однако, если они все-таки присутствуют, то способствуют возникновению и развитию конфликта.
Подстрекателем может выступать лицо, группа лиц, организация, государство, подталкивающее другого участника к конфликту, при этом участие подстрекателя в конфликте не обязательно (часто его задача сводится к «развязыванию» и «подогреву» конфликта между сторонами).
Сложность в выявлении подстрекателя заключается в том, что:
- его истинные мотивы могут быть скрыты и не только от окружающих, но и от самого себя (иногда подстрекатели как бы не преследуют прямых целей, а поступают исходя из чувств мести, обиды, вины, по принципу «на зло» или руководствуясь «стадным чувством»)
- у него имеются сознательные и бессознательные элементы мотивации поведения, корнями уходящие в прошлое
- они таким образом могут скрыть свою неблаговидную роль, уйти от ответственности и подставить под «удар» общественного мнения некое третье лицо
- они не берут ответственность за свои поступки и им сложно предугадать все последствия своего поведения («нечаянный» подстрекатель).
Пособник – это лицо, которое оказывает содействие и помощь в развитии конфликта, предоставляя «добрые» советы, техническую и юридическую помощь – это частный случай подстрекателя.
Виды пособников:
- активные – предпринимают определенные действия, направленные на развитие конфликта. У них есть определенный интерес, связанный с конфликтом, и их деятельность преследует конкретную цель (журналист публикует статью, направленную на разжигание межнационального конфликта). Возможные цели – привлечение внимания к своему имени, получение выгоды, устранение конкурентов и т.д.
- пассивные – играют роль наблюдателей, которые только своим сочувствием или присутствием побуждают противоборствующие стороны к эскалации конфликта. При групповых конфликтах толпа выступает как пособник основных участников – кто-то выкрикивает лозунги, другие размахивают палками, третьи возбуждают окружающих.
Организатор конфликта – лицо, которое планирует конфликт, намечает его развитие и, как правило контролирует ход конфликта и им руководит.
Организатор может быть как противоборствующей стороной, так и самостоятельной фигурой, организующей ход конфликта.
Наблюдатели конфликта
Наблюдатели конфликта – лица, которые не вмешиваются по определенным причинам в ход конфликта, однако следящие за его развитием и протеканием.
Наблюдатели могут вмешиваться в конфликт на определенной стадии с целью его разрешения или пресечения.
Посредники при разрешении конфликта – медиаторы
Посредники при разрешении конфликта – это лица, вмешивающиеся в конфликт с целью его разрешения и достижения баланса сил, урегулирования конфликта.
Такое вмешательство может быть как добровольным, по согласию или приглашению сторон, так и принудительным для сохранения «мира во всем мире».
Одним из видов посредничества при разрешении споров и конфликтов является медиация.
Человек, оказывающий услуги посредника при разрешении и урегулировнии конфликтов называется медиатор.
Медиация конфликтов
Медиатор стремится разобраться в причинах конфликта и обстоятельствах, повлекших за собой развитие конфликта
Профессиональный медиатор пытается своими силами предотвратить развитие конфликта, по возможности прекратить противостояние, остановить участников конфликта и урегулировать их спор «мирным» путем на основе принятия взаимовыгодного решения.
Профессиональный медиатор (посредник) не наделен властью принимать какое-либо самостоятельное решение, он всего лишь помогает участникам конфликта увидеть и осознать точки соприкосновения, на основе которых можно достичь понимания и согласия по спорному вопросу.
Судьи, адвокаты, юристы, психологи, врачи, педагоги, социальные работники и многие другие тесно связаны с разрешением конфликтов.
Специальное профессиональное образование и подготовка у этих лиц как правило отсутствует, хотя они часто выступают в роли посредника, предлагая тем самым услуги медиатора на непрофессиональной основе, используя свои знания и жизненный опыт.
Обучение медиаторов
Специальное обучение по программе подготовки медиаторов на профессиональной основе стало возможным после принятия Государственной Думой 7 июля 2010 года Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 193 – ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Благодаря обучению медиации по программе подготовки медиаторов «Медиация: Базовый курс» стало возможным получить профессию медиатора и оказывать услуги посредника при урегулировании конфликтов на профессиональной основе.
Таким образом, различные участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от той роли, которую они выполняют в ситуации развития конфликта.
Основа любого конфликта – противоречия между интересами (целями, мнениями, ценностями) его сторон, а сам конфликт выражается в их конкретном взаимодействии его участников.