Типы людей и их поведение в конфликте
Актуальная информация на сайте Медиация.Москва
Условно можно разделить людей на типы, чтобы предполагать и предсказывать их поведение в той или иной ситуации (особенно в конфликтной – поведение становится более подчеркнутым)
Демонстративный тип
Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.
Обладает следующими поведенческими характеристиками:
- Хочет быть в центре внимания.
- Любит хорошо выглядеть в глазах других.
- Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
- Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.
- Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
- Рациональное поведение выражено слабо.
- Налицо поведение эмоциональное.
- Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь.
- Кропотливой, систематической работы избегает.
- Не уходит от конфликтов, а в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Ригидный (косный) тип
Люди этого типа не умеют перестраиваться, т. е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность.
Для данного типа конфликтных личностей характерно следующее поведение:
- Обладает завышенной самооценкой.
- Постоянно требует подтверждение собственной значимости.
- Прямолинеен и не гибок.
- С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
- Повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Педантичный тип
Личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя.
Характеризуется следующими особенностями поведения:
- Предъявляет повышенные требования к себе.
- Предъявляет повышенные требования к окружающим.
- Обладает повышенной тревожностью.
- Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
- Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).
- Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях.
- Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в коллективе.
«Бесконфликтный» тип
Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, особенно это болезненно и чревато последствиями, если такой тип личности у руководителя.
Для него характерно следующее поведение:
- Обладает легкой внушаемостью.
- Труслив при принятии решений.
- Внутренне противоречив.
- Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
- Недостаточно хорошо видит перспективу.
- Зависит от мнения окружающих.
- Не обладает достаточной силой воли.
- Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков.
Тип «Трактор» или «Танк»
О таких людях часто говорят: «прет как танк», «идет по головам к своей цели», «прет напролом» и т.д.
«Танк» – это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Для него (или нее) самое главное добиться своего – любой ценой.
Такой человек, как правило:
- Эгоистичен и уверен в своей правоте.
- Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу.
- Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту.
- Озабочен своим авторитетом.
- Болезненно самолюбив.
- Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией.
- В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство.
- Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны и бесполезны.
- Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру – ведь многие, с кем он общается, с ним согласны.
Такой человек нацелен на дело, люди для него – инструмент способствующий достижению своей цели.
Защититься от «Танка» непросто, защитить других тоже очень сложно – он все равно найдет, кого под себя подмять.
Рекомендации для общения:
- Спокойно держитесь своей точки зрения.
- Богатство аргументации и ораторское искусство не имеют никакого значения и не дадут никакого эффекта.
- Если начнутся открытые оскорбления, – скажите, что не намерены продолжать разговор, поскольку «Танком» нарушены правила приличия.
- Можно сделать некоторые уступки, но в главном нужно стоять на своем, без упреков, обвинений, срывания масок.
Противостоять таким людям особенно трудно там, где силен дух тоталитаризма, где давление в межличностных отношениях широко распространено.
Тип «Пиявка», «Банный лист», «Вампир»
«Пиявка» не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с таким типом ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло.
Не считает, что доставляет какие-то неприятности собеседнику, он дарит свое общество и благодарен себе за то, что проявляет инициативу в общении.
Если он вял и молчалив, то все равно доволен собой, все должны ценить, что он многое прощает.
Умеет подключать собеседника к своим проблемам и заставляет переживать отрицательные эмоции.
Методы противодействия:
- В конце разговора нужно сказать «Пиявке» о своих ощущениях, состоянии, о том, как оно менялось по ходу общения.
- Без оценок и упреков опишите ему, что с вами происходит, как вы себя чувствуете.
Тип «Вата»
Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: «Вата» не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее.
У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного.
Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.
Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всем соглашается.
При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека.
Тем не менее, надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел.
Тип «Обвинитель»
Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников.
Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства...
Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.
Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо «вашей близорукостью» и тщетной попыткой оправдать кого-либо.
«Обвинителем» движет страстное желание выговориться и быть услышанным.
Пытаться сбить его бесполезно, слов своей песни он не забывает. Безусловно, для ушей приятнее настоящая музыка. Но что делать? Можно научиться и под музыку обвинительных речей заниматься какими-нибудь делами.
Обычно после одного-двух часов неутомимого раскрытия истины «обвинителю» становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Только не вздумайте хоть малым намеком дать понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.
Конфликты, которых может не быть
Итак, вот немногие, но достаточно яркие типы личностей, которые встречаются в нашей жизни.
Конечно же, самый простой способ совладать с собой и с оппонентом по общению – убежать. Однако это не самое правильное решение, поскольку можно оказаться в одиночестве.
Умение находить компромисс в общении, при этом добиваться своей цели во многом зависит от того, как быстро вы разгадали, кто перед вами и чего он (она) хочет. Дальше – дело техники. Понять, слушая собеседника, его систему ценностей, разгадать стиль и манеру его поведения, а также скрытые мотивы по отношению к вам…вот, казалось бы, и все «премудрости» эффективного и бесконфликтного общения. Остается тренировать свою наблюдательность, анализировать существующие отношения и через некоторое время – вы гуру общения!
Помните, что личность – явление многомерное. Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, в реальности оказываются неодинаковыми. Из безусловного признания факта неодинаковости людей следует вывод о том, что нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или слабостей.
Для того чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех причин, которыми они вызываются, необходимо знать полную информацию о человеке, с кем общаешься и взаимодействуешь. Нельзя не считаться с тем, что поведение любого человека, его действия и поступки определяют реакцию личности на ту или иную жизненную ситуацию.
Жизнь показывает, что, сколько бы разными и непонятными друг другу ни были люди, они будут вместе, если предметом их внимания являются радость ближнего и собственное умение радоваться ему.
А поэтому каждый человек должен стремиться к пластичности, гибкости в отношениях, быть легким на переходах от доминирования к зависимости, от открытости к большей автономности и т.п.
Чем легче будут эти переходы, чем реже человек обращает на них внимание, тем меньше взаимных обид, раздражений, недовольства, конфликтов.
Желание лучше понять своих близких, друзей, коллег, по-новому увидеть отношения с ними, научиться конструктивно преодолевать трудности взаимопонимания – это основные факторы взаимодействия людей в обществе.
Избегайте оценки людей – не судите, да не судимы будете!
А уж если в глаза бросается негативное качество – найдите любое позитивное в этом человеке, чтобы уравновесить ваше собственное восприятие.
Аналогично и с положительными качествами, «режущими» глаз – не сотворите себе кумира!
Увидев хорошее, найдите плохое (тем более хорошее-плохое – это ваша оценка, для кого-то может быть совсем наоборот).
Дайте возможность вашему восприятию быть беспристрастным и свободным от живущих в вашей голове шаблонов и стереотипов.
Тогда вы сможете воспринимать ситуацию взаимодействия так же, как это делает женщина с весами и завязанными глазами, живущая в суде (странно, что у нее только глаза завязаны, а ведь органов чувств для восприятия и искажения информации-то у нас больше).
Успешного вам бесконфликтного общения, способствующего счастью, здоровью и повышенному качеству вашей жизни!
Берегите себя и окружающих!
Искренне ваш, Александр Макаров – профессиональный медиатор, тренер медиации, преподаватель медиации